Уровень жизни населения и проблема бедности в России, возможные пути её решения

Введение

В настоящее время глобальной
социальной опасностью является угроза
обнищания населения. Безработица,
экономическая и социальная нестабильность,
несбыточность надежд, крушение планов
интенсифицируют процесс маргинализации
населения. Состояние бедности не
позволяет социуму реализовать свои
потенциальные возможности, а следовательно,
развиваться. Именно поэтому ее связывают
с регрессом в общественном развитии.

Бедность
всегда являлась актуальной проблемой,
но в современной России этот вопрос
стоит особенно остро. В настоящее время
значительная часть населения находиться
за чертой бедности или близко границе
«социального дна». Это особенно заметно
на фоне сильного расслоения, когда
разница в доходах бедных и богатых
составляет десятки, сотни и тысячи раз.
И этот процесс имеет динамический
характер, бедные становятся беднее, а
богатые еще богаче.

Социальная проблема
— это объективное противоречие, приводящее
к нарушению пропорций социального
функционирования и развития и на этой
основе к дисбалансу интересов различных
социальных групп, к разрушению доминирующих
социальных ценностей, вследствие чего
изменяются существенные свойства
социума и возникает «угроза» его
привычной, устоявшейся (и в этом смысле
нормальной) жизнедеятельности.

Проблема бедности
возникает в результате нарушения
пропорций социального воспроизводства:
пропорций деятельности (соотношения
социально
неоднородных видов труда, соотношения
занятого и незанятого в общественном
производстве населения); пропорций
состояния (дифференциации населения
по уровню
обеспеченности материальными, духовными
и социальными благами, соотношения
между элементами благосостояния и
фазами его воспроизводства);

Проблема бедности
связана с социальными формами отчуждения
человека от человека
(от общества), от предпосылок и результатов
труда, от самого труда, с существенным
ограничением потребления основных
жизненных благ, с форми­рованием
таких условий, при которых субкультура
бедных превращается в фактор дестабилизации
жизни общества.

Актуальность данного вопроса
заключается в том, что социальная
поляризация, расслоение нашего общества
на бедных и богатых является основной
из ее характеристик на данный момент
и наше время.

Проблема бедности –
одна из острейших социальных проблем
современной России. Именно бедность
определяет ограниченность доступа
значительной части населения нашей
страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой
работе, качественным услугам образования
и здравоохранения, возможности успешной
социализации детей и молодежи.

Начало рыночных реформ
в России сопровождалось не только
падением реального среднего уровня
доходов населения, но и нарастающими
масштабами неравенства в их распределении.
В основе этого неравенства лежат различия
в оплате труда, которые, по данным
Госкомстата РФ, превышают дифференциацию
доходов в два раза.

Росту неравенства,
в известной мере, противостоят социальные
трансферты и внутрисемейное
перераспределение доходов, которые
несколько выравнивают доходную
обеспеченность людей. В свою очередь,
различия в заработной плате порождаются
межотраслевым и внутриотраслевым
неравенством в оплате труда.

В период
становления рыночной экономики падение
уровня жизни отмечено у всех категорий
населения. Но и на этом общем фоне
выделяются особенно высоким риском
бедности неполные семьи и одиноко
проживающие пенсионеры старших возрастов.
Это означает, что в России происходит
феминизация бедности, так как в обеих
названных категориях домохозяйств
преобладают женщины.

Целью данной работы
является изучение особенностей бедности
в России и путей ее преодоления, так же
построить достаточно ясную и полную
картину динамики реального уровня
жизни, экономического неравенства и
бедности населения России.

Задачами данной работы
являются:

  1. Определить понятие и
    раскрыть сущность бедности;

  2. Раскрыть
    и проанализировать причины современной
    дифференциации доходов и бедности
    населения России;

  3. Охарактеризовать
    современные направления пути преодоления
    бедности в России

В пределах курсовой
работы невозможно рассмотреть все
критерии, касающиеся данной темы, но
обозначение основных проблем поможет
понять всю сложность ситуации, сложившейся
с бедностью в России.

2.2 Уровень
жизни населения. Занятость населения
и безработица в России.

Совокупные доходы общества в
целом и каждого из его членов оцениваются
как показатели экономического
благосостояния, которое
имеет количественную и качественную
определенность. Количественной
характеристикой благосостояния является
уровень жизни — категория,
ориентированная на такую оценку степени
удовлетворения материальных и духовных
потребностей (питание, одежда, жилище,
услуги и т.п.

), которая поддается прямому
количественному измерению в денежных
или натуральных единицах. [1, с. 597].Сюда
иногда включаются и качественные
характеристики, тесно связанные с
количественными (поскольку количество,
как известно, на определенной ступени
роста имеет свойство переходить в
качество, в результате чего создается
качественно новое состояние объекта).

Бедность не поддается точному
определению. В широком смысле слова мы
можем сказать, что семья живет в бедности,
когда ее основные потребности превышают
имеющиеся у нее средства для их
удовлетворения. Потребности семьи
определяются многими факторами: размером,
состоянием здоровья и возрастом ее
членов и т. д. Средства семьи состоят из
текущих доходов, трансфертных платежей,
сделанных ранее сбережений, собственности
и т. д. [4, с. 322].

Система показателей уровня
жизни, рекомендуемая
ООН, включает 12 основных групп.

  1. Рождаемость, смертность и другие
    демографические характеристики;

  2. Санитарно-гигиенические условия
    жизни;

  3. Потребление продовольственных
    товаров;

  4. Жилищные условия;

  5. Образование и культура;

  6. Условия труда и занятость;

  7. Доходы и расходы населения;

  8. Стоимость жизни и потребительские
    цены;

  9. Транспортные средства;

  10. Организация отдыха;

  11. Социальное обеспечение;

  12. Свобода человека.

Кроме этих основных
показателейвыделяют
также некоторые информационные
показатели: ВНП на душу
населения, национальный доход на душу
населения, объем потребления на душу
населения и ряд других. Основная сложность
сопоставления уровней жизни через
информационные показатели связана с
трудностью адекватного сопоставления
национальных валют.

Недостаточность количественных
оценок условий жизни посредством сугубо
экономического подхода, сводимых в
категорию уровня жизни,вызвала появление категории
качества жизни.Это такая оценка степени
удовлетворения материальных и духовных
потребностей, которая не поддается
прямому количественному измерению, а
требует сложных приемов косвенной
квантификации (количественной оценки)
по различным квалиметрическим
(определяющим качество) шкалам.

Сюда
относятся оценки содержательности
труда и досуга, удовлетворенности тем
и другим, уровня комфорта в труде и быту,
качества и модности одежды, качества
питания и условий приема пищи, жилья,
жилой и окружающей среды вообще,
функционирования социальных институтов,
качественного уровня удовлетворения
потребностей в общении, знаниях,
творчестве, общественно-политической
активности и т.п.

Серьезной проблемой современного
общества является бедность. В самом
общем виде бедностьопределяется как ситуация,
в которой потребности не могут быть
достаточно удовлетворены. Однако это
общее определение должно быть
конкретизировано.

Уровень жизни населения и проблема бедности в России, возможные пути её решения

Более определенно под бедностью
понимается ситуация, при которой
благосостояние личности (семьи) находится
ниже определенного минимального уровня,
называемого порогом бедности.
[1 , с. 598]Следует
иметь в виду, что бедность не поддается
точному определению и поэтому в разных
странах трактуется неоднозначно.

К примеру, в США к этой проблеме
подходят на основании так называемых
базовых нужд (потребностей).Под базовыми потребностями
подразумеваются минимально допустимые
затраты наеду, жилье и одежду. Эти затраты
в ценовом выражении составляют черту
бедности, которая
периодически корректируется с учетом
инфляции.

В большинстве стран Западной
Европы существует несколько иной подход
к идентификации бедности. В этих странах
черта бедности определяется как
определенный уровень жизни, рассматриваемый
большинством населения страны как
недостаточный для адекватной
жизнедеятельности. Очевидно, что такое
определение более демократично, так
как учитывает мнение большинства жителей
страны.

Однако на практике очень часто
опубликование официальных данных о
черте бедности исходит из устаревших
показателей, не учитывающих повышения
цен, и далеко не всегда основывается на
изучении мнения большинства. Определение
уровня бедности оглашается правительством
после утверждения его парламентом.
Однако политики, которые принимают
данное решение, часто недостаточно
осведомлены о реальном положении дел
в этой сфере.

Всего лишь век назад изменения
в обществе происходили на­столько
медленно, что для отдельного человека
они почти не были заметны.

Непрерывные и интенсивные
общественные преобразования потребовали
изучения этих изменений, в том числе
движения разных общественных групп
населения, выявления перемен в социальной
и экономической структуре общества.
Для характеристики этого положения
используется понятие мобильности
(подвижности)общества.

Основные разновидности
мобильности можно представить следующим
образом (Приложение 1).

Демографическая мобильностьохватывает в основном
естественное движение населения. С
экономической точки зрения важное
значение имеет такая характеристика
естественного движения на­селения,
как изменение численности и состава
населения, поступающего на работу или
увольняющегося с работы, выходящего на
пенсию и т.п.

Социальная мобильность охватывает
такие формы движения населения, которые
влияют на изменение классовой структуры
об­щества, деление общества на отдельные
слои.

Экономическая мобильностьохватывает все формы
движения ра­бочей силы, т.е. экономически
активного населения. Усиление мо­бильности
рабочей силы, наблюдаемое в последние
годы, связано, прежде всего, с интенсивным
развитием производства, расширени­ем
масштабов разделения труда.

В зависимости от направления
мобильность может быть горизонтальной
или вертикальной. Если отдельные лица
или группы людей (например, семья) меняют
свое положение в обществе та­ким
образом, что при этом их статус (т.е.
место, занимаемое личностью в социальной
структуре) не меняется, тогда речь идет
о горизонтальной мобильности
(территориальная и часть профессиональной).

Мобильность населения связана
с реализацией решений. Взвешивая
обстоятельства, являющиеся объективными
предпосылками того или иного действия,
оценивая свои способности и ожидаемые
результаты, люди выбирают наиболее
рациональные, благоприятные для себя
варианты. В числе факторов, обусловливающих
мобильность, на первом месте стоит
научно-технический прогресс, а также
преобразование экономической структуры
и территориального изменения производства.

Уровень жизни — сложная
социально-экономическая категория,
отражающая доходы и расходы населения,
потребление и степень удовлетворения
потребностей, возможности и способности,
уровень образования и квалификации,
организаторские способности и мотивацию
человека, условия жизнедеятельности
людей и состояние окружающей среды. [9,
-с.34].

Повышение уровня жизни населения
является главной целью любого
прогрессивного общества. Анализ тенденций
изменения уровня жизни населения
позволит судить, насколько эффективна
социально-экономическая политика
государства и в какой степени общество
справляется с поставленными задачами.
В Российской Федерации и в нашей
республике в условиях переходного
периода, кризис которого привел к
значительному обнищанию населения и
нагнетанию социальной напряженности
в обществе, мониторинг уровня жизни
должен стать постоянной составляющей
экономической политики на всех уровнях
управления.

До 2007 года численность
занятых в
экономике
меняется в пределах 67-67,2 млн. человек.
Однако, начиная с 2007 года, под влиянием
демографического фактора она начнет
сокращаться — до 66,5 млн. человек к 2009
году, — что станет серьезным ограничением
для экономического роста. [8, -С. 44 ]

В то же время,
имеющиеся резервы повышения
производительности труда в экономике
за счет как инвестиций в основной
капитал, так и осуществления организационных
преобразований и улучшения корпоративного
управления позволят отчасти компенсировать
ожидаемое сокращение предложения
рабочей силы на рынке труда. Развитие
малого предпринимательства также
сыграет существенную роль в повышении
потребности экономики в трудовых
ресурсах.

Согласно прогнозу
динамика повышения производительности
труда будет усиливаться, она составит
в 2007 году – 6,2%, в 2008 году – 6,1%, в 2009 году
– 6,5% против 6,3% в 2006 году. Увеличение
производительности труда позволит
преодолеть ограничения предложения
трудовых ресурсов и выйти на прогнозируемые
темпы роста ВВП. [8, — С. 44]

Рост потребности
предприятий и организаций в рабочей
силе приведет к снижению уровня
безработицы.
Общая численность безработных,
рассчитанная по методологии Международной
организации труда (МОТ), уменьшится по
сравнению с 2005 годом с 5,6 млн. человек
до 5 млн. человек в 2009 году. Уровень общей
безработицы
сократится до 7% экономически активного
населения в 2009 году по сравнению с 7,7% в
2005 году.

(Приложение 2). В возрастной
структуре общей безработицы около 20%
составляет молодежь, в структуре по
уровню образования более 30% составляют
лица, не имеющие профессионального
образования. Одновременно регистрируемая
безработица 
будет увеличиваться с 1,85 млн. человек
в 2005 году до 1,9-2 млн.

человек в 2009 году.
[8,- С. 45]. Причиной такой диспропорции
является то, что безработные, состоящие
на учете в органах службы занятости
населения, в большинстве представляют
категории населения, испытывающие
хронические трудности  в трудоустройстве.
При этом для получения различных видов
социальных услуг и льгот незанятые
граждане нуждаются в официальном
подтверждении своего социального
статуса.

1.Уровень
жизни и бедность

Объективной экономической
основой расширения масштабов бедности
и превращения ее в общенациональную
проблему является глубокий экономический
спад, имевший место во всех странах с
переходнойэкономикой,включая Россию, поэтому
перспективы сокращения бедности связаны
в первую очередь с ростом экономики.
Россия – бедная страна по уровню и
качеству жизни своих граждан. 35 млн.
человек живут за чертой бедности. [7, —
С. 47].

Экономический спад
обусловил резкое снижение доходной
части государственного бюджета и отказ
государства от ряда социальных гарантий
советского периода: обеспечения полной
занятости трудоспособных, всеобщей
доступности образования и здравоохранения
и др.

С другой стороны многие
изменения в социальной политике
обусловлены развитием рыночной экономики:
структурная безработица, развитие
платных услуг в образовании, здравоохранении,
социальном обслуживании, жилищно-коммунальном
хозяйстве и др. социальных отраслях.

Переход к рыночным
отношениям в России сопровождаются
беспрецедентным ростом неравенства в
распределении результатов экономической
деятельности при ограничении доступа
бедных к ресурсам развития. Рост
неравенства наблюдается на уровне
предприятия, отрасли, в межотраслевом
и региональном разрезе.
[2,-
с. 120-121]

В этих условиях бедность
вполне может увеличиваться при наличии
экономического роста. Отсюда вытекает
вывод о необходимости более активного
государственного регулирования
распределительных процессов, проведения
специальной политики по борьбе с
бедностью.

В то же время обращает
на себя внимание характерный для
менталитета российского населения и
отчасти российской науки консерватизм
в оценке причин бедности и путей ее
снижения. Речь идет об идеологии
социального иждивенчества, сформировавшейся
в период социализма. Далеко не все
россияне способны на активность,
предприимчивость и инициативу, уверены
в собственных силах, могут адаптироваться
в рыночных отношениях.

Бедности в значительной степени
подвержены жители малых городов с
низкими возможностями на рынке труда,
а также граждане, проживающие в отдаленных
сельских районах.

В категорию бедных широко входит
работающее население. Заниженная цена
труда, особенно среди работников
бюджетной сферы, задержки заработной
платы и т.п. способствуют устойчивому
формированию категории малоимущих из
этой среды.

Несмотря на некоторое сокращение
населения, живущего в крайней бедности,
сформировалась и воспроизводится
устойчивая категория (5-6%) хронически
бедных – «социальное дно» [10, –С. 24].

Наибольшую уязвимость в плане
бедности, как правило, имеют домохозяйства
с большим числом иждивенцев, женщины
(особенно одинокие и пожилые) и дети.

Воспроизводству бедности также
способствует снижение доступа бедных
к социальной инфраструктуре, что
подрывает принцип равных возможностей
(недоступность платного медицинского
обслуживания и образования, непосещение
детьми из бедных семей учебных учреждений,
детская безнадзорность, ранняя наркомания
и алкоголизм) [11, -С. 25].

Благоприятная экономическая
ситуация в Российской Федерации за
последние годы создает материальные
предпосылки для преодоления бедности
и сокращения неравенства.

Еще одна причина
бедности в России связана с нашей
историей и христианской идеологией:
бедные угодны богу, богатые — нет. По
существу, это же пропагандировалось и
при советской власти, так как считалось,
что честным путем богатства нажить
нельзя. Сознание современных людей все
то же: вроде, мы понимаем, что чем богаче
каждый человек, тем богаче общество в
целом, но в нас слишком много раздражения
по отношению к людям состоятельным,
причем не только олигархам, но и, например,
к своим односельчанам, у которых «хороший»
дом и «крепкое» хозяйство, даже
если все это «богатство» создано
тяжелым трудом всей семьи. Это значит,
что главная причина нашей бедности
кроется в нашей психологии. [13]

Главное звено в
социальной политике государства занимает
политика формирования доходов населения.
Понятие «доход» представляет собой
показатель результатов экономической
деятельности. Экономическая литература
использует понятие «доход» как превышение
стоимости произведенного продукта над
затратами на это производство, а так же
как долю каждого класса, социальной
группы или отдельного индивидуума в
произведенном продукте и присвоенную
им. [12, с. 442].

В 2007-2009 годах
сохранятся высокие темпы роста денежных
доходов населения за
счет всех составляющих: заработной
платы, трансфертов и выплат социального
характера, доходов от собственности,
предпринимательской деятельности.
Денежные доходы населения в 2009 году по
отношению к 2005 году возрастут по второму
варианту в номинальном выражении 
на 95% (в реальном выражении –  на 46
процентов).

В условиях существенного
роста доходов населения будут происходить
изменения в структуре
доходов и расходовграждан.
Ежемесячный собственный уровень доходов
(зарплата, пенсия и т.п.), составлял (на
март 2008 г) среди бедных в среднем 5338
рублей, среди малообеспеченных — 7624
рубля, а среди относительно благополучных
слоев населения — свыше 13000 рублей.
Серединные (медианные) доходы составляли
среди малообеспеченных 6000 рублей. [7, С.
42].

В структуре
доходов
населения в прогнозном периоде возрастет
доля социальных трансфертов (с 14,2% в
2005 году до 14,4% в 2009 году), что связано с
активной социальной политикой государства:
поддержанием опережающих темпов роста
трудовой пенсии по сравнению с прожиточным
минимумом пенсионера, доведением размера
социальной пенсии до уровня прожиточного
минимума пенсионера, совершенствованием
государственной социальной поддержки
отдельных категорий граждан, материальной
поддержкой женщин, имеющих детей.

Кроме того, высокий
уровень экспортных доходов, а также
мероприятия, проводимые Правительством
Российской Федерации по развитию малого
предпринимательства, развитию финансовых
рынков и другие стимулируют рост доходов
от собственности и предпринимательской
деятельности. Их доля в доходах населения
возрастет с 49,2% в 2005 г.

до 49,7% в 2009 году.
Соответственно доля фонда заработной
платы в структуре доходов населения
несколько уменьшится — с 36,6% в 2005 году
до 35,9% в 2009 году. В структуре
расходов
граждан доля потребительских расходов
населения на покупку товаров и оплату
услуг будет достаточно стабильной и в
прогнозном периоде составит в среднем
71,4%, что несколько ниже, чем в 2005 году
(71,9%).

В среднесрочной перспективе
продолжится тенденция опережения роста
заработной
платы по
сравнению с ростом экономики в целом.
За период 2006-2009 гг. фонд заработной платы
по сравнению с 2005 годом возрастет в 1,9
раза, в то время как номинальный объем
ВВП – в 1,8 раза. В результате заметно
увеличится доля фонда заработной платы
в ВВП (с 22,9% в 2005 году до 24,5% в 2009 году),
что свидетельствует о повышении роли
трудового фактора в формировании
первичных доходов экономики. [7, -С. 43].

Динамичный рост
заработной платы будет обусловлен
ростом производительности труда,
сохраняющимися высокими доходами в
экспорто-ориентированных отраслях
экономики, осуществлением мер по
повышению оплаты труда работников
бюджетной сферы. Кроме того, увеличение
заработной платы будет стимулироваться
дефицитом высококвалифицированных
специалистов, усиливаемым общим
сокращением предложения трудовых
ресурсов. (Приложение 3).

Бедность не сократится
автоматически, только на основе
экономического роста. Необходимо
политическая воля для решения важнейшей
задачи – разработки и реализации новой
политики распределительных отношений,
препятствующей дискриминации бедных
при их доступе к ресурсам (рабочим
местам, доходам, социальным трансфертам).

Борьба с бедностью –
это неотъемлемая составная часть общей
социальной и экономической политики
любого государства. И здесьотсутствуют готовые рецепты
и простые решения, возможность копирования
опыта других стран, обеспечивающих
высокие жизненные стандарты для
абсолютного большинства своего населения.

Применительно к России
борьба с бедностью означает формирование
на деле социального государства,
провозглашенного в Конституции Российской
Федерации, обеспечение гарантированного
уровня доходов для трудоспособного
населения на основе собственного труда,
доступности для всех слоев населения
качественных услуг образования,
здравоохранения, культуры,
жилищно-коммунального хозяйства и др.
[3, -С. 37]

Что касается специальных
мер по борьбе с бедностью, то представляется,
что важнейшими приоритетами
борьбы с бедностью в современной России
являются:

  • это создание условий для
    самообеспечения нормального уровня
    благосостояния всех семей с трудоспособными
    взрослыми на трудовой основе;

  • формирование системы эффективной
    поддержки уязвимых групп населения
    (престарелые, инвалиды, семьи с высокой
    иждивенческой нагрузкой, семьи в
    экстремальных ситуациях) и гарантий
    недискриминационного доступа к
    бесплатным или дотационным ресурсам.

Прежде всего, следует
обеспечить недопущение
дальнейшего роста масштабов бедности.
В этих целях необходимо проводить
экспертизу социальных последствий всех
масштабных реформ, не принимать мер,
которые приведут к росту бедности
значительной части населения. Одновременно
надо создавать условия для самостоятельного
выхода из бедности трудоспособных слоев
населения на трудовой основе.

СУЩНОСТЬ
БЕДНОСТИ

В мировой науке и практике
выделяются три основных
подхода к определению бедности:
абсолютная бедность (бедные по доходам
и расходам), относительная бедность
(лишения, депривации) и субъективная
бедность (на основе самооценки опрашиваемых
лиц).

  1. Абсолютная
    бедность связана с нуждой в жизненных
    ресурсах, которые обеспечивают человеку
    биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении
самых элементарных потребностей – в
пище, жилье, одежде. Критерии этого вида
бедности мало зависят от времени и места
проживания человека. Конкретный набор
продуктов, потребляемых на заре развития
человеческого общества и современным
человеком, существенно различается, но
всегда можно однозначно судить, голодает
человек или сыт. Таким образом, критерии
абсолютной бедности связаны с
биологическими характеристиками.

  1. Относительная
    бедность определяется путем сравнения
    с общепринятым, считающимся «нормальным»
    в данном обществе уровнем жизни.

Это понятие более
субъективно, поскольку оно требует
чьей-либо оценки
уровня бедности, а кто должен вынести
оценку —
вопрос спорный. Относительное определение
бедности
основано на сравнении жизненного
стандарта бедных
и жизненного стандарта слоев населения,
бедными не
являющимися. Как правило, при этом
используется
средний жизненный стандарт.

  1. Субъективная
    бедность – базируется на оценках
    собственного положения самими людьми;
    чувствующие, что не имеют достаточно,
    чтобы жить, сами для себя определяющие
    уровень бедности.

Средний уровень жизни в развитых
странах Запада заведомо выше, чем в
развивающихся странах. Поэтому то, что
будет считаться бедностью в странах
развитого Запада, для отсталых государств
расценивается как роскошь. Так, например,
в категорию относительно бедных на
Западе попадают и те люди, которые не
испытывают затруднений с питанием, но
не могут позволить себе удовлетворять
потребности более высокого уровня
(образование, культурный отдых и т.д.).
Таким образом, критерии относительной
бедности базируются на социальных
признаках и сильно варьируются в разные
эпохи и в разных странах.

1.нищета,наиболее
глубокая острая бедность; В положении
абсолютной нищеты, наиболее глубокой
бедности
находятся люди, не имеющие физиологического
минимума средств к жизни. Это те, кто
стоит на грани постоянного
недоедания, если не голода, пли за этой
гранью. В
сегодняшней российской обстановке
условным показателем
такой грани можно считать стоимость
простейшего набора продуктов питания,
входящих в официальный прожиточный
минимум.

2. нужда,средняя
бедность; охватывает
те группы
населения, которым хватает средств на
простейшие физиологические
потребности, но кто не может удовлетворить
социальные потребности, даже самые
элементарные. В этих группах обычно нет
регулярного недоедания, но
не обновляется одежда и обувь, нет
средств на лечение, отдых и т. п.

В
сегодняшней ситуации верхнюю границу
нужды образует
официальный прожиточный минимум,
рассчитываемый
Министерством труда и фактически
являющийся у пас показателем именно
социального минимума
(в отличие от стоимости одного лишь
продуктового набора, указывающего
примерные пределы чисто физиологического
минимума).

3.необеспеченность,или
недостаточная обеспеченность, умеренная
бедность. Конечно,
количественные, выражаемые в деньгах,
границы
довольно условны. Удовлетворяются
элементарные
потребности — как физиологические, так
и социальные,
но остаются неудовлетворенными
потребности более
сложные и высокие.

В таких условиях люди
более или менее
сытно едят (хотя их рацион отнюдь не
сбалансиро­ван и их питание нельзя
считать здоровым), как-то обновляют
одежду, лечатся, отдыхают. Однако все
это делается
на уровне и в формах, не достигающих
образцов, считающихся в рамках данной
культуры нормальными и достойными.
Иными словами, здесь обеспечен прожиточный
минимум, но нет достатка.

Наконец, существует деление на
«устойчивую» бедность (бедность «по
наследству») и «плавающую» (некоторые
бедные индивиды находят возможность
выйти на более высокий уровень жизни,
но одновременно люди со средним достатком
разоряются и переходят в разряд бедняков).

Первая связана с тем, что низкий
уровень социальной обеспеченности, как
правило, ведет к ухудшению здоровья,
деквалификации, депрофессионализации,
а в конечном счете — к деградации. Бедные
родители воспроизводят потенциально
бедных детей, что определяется их
здоровьем, образованием, полученной
квалификацией.

Вторая форма, намного реже
встречающаяся, связана с тем, что бедные
подчас принимают невероятные усилия и
«выскакивают» из своего социального,
фактически замкнутого круга, адаптируясь
к новым условиям, отстаивая свое право
на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком
«прыжке» существенную роль играют не
только субъективные, личностные факторы,
но и объективные условия, создаваемые
государством и обществом.

При всей важности
выделения абсолютных и относительных
разновидностей бедности, их недостаточно,
чтобы передать
своеобразие ее структуры в современной
России.
Применительно к практическим нуждам
социальной политики
решающее значение имеет еще одно
различение:
бедности «слабых» и бедности «сильных».

Бедность «слабых»
— это бедность нетрудоспособных людей,
инвалидов, больных, физически
и психологически неустойчивых, а также
работников,
вынужденных нести непомерно большую
нагрузку
(кормильцы многодетных семей и т. п.). Ее
можно назвать социальной бедностью,
непосредственно обусловленной
социально-демографическими свойствами
определенных
категорий населения.

В отличие от бедности
«слабых», бедность
«сильных»
возникает в
чрезвычайных условиях, когда полноценные
работники,
обычно способные получать
доход, дающий «нормальный» жизненный
стандарт,
попадают в ситуацию, в которой не могут
своим трудом
обеспечить принятый в данное время и в
данном обществе уровень благосостояния.

1. 2
Подходы
к измерению бедности

Есть
несколько методов измерения бедности.

  1. Концепция
    прожиточного минимума.

Первыми,
кто занялся количественными расчетами
уровня бедности, стали английские ученые
Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели
в 1890-х понятие «порог (или черта) бедности».
Порог бедности – это минимальный доход,
необходимый для приобретения только
жизненно необходимых продуктов питания,
одежды и жилья.

  1. Концепция
    относительной бедности (депривации).

Одним
из первых ее авторов был американский
ученый Питер Таунсэнд. Если первая
концепция базировалась на понятии
дохода, то концепция относительной
бедности во главу угла ставила понятие
благосостояния. Она учитывала
удовлетворение не только физических,
но и социальных потребностей. Ведь часто
люди обеспечены жизненно необходимыми
предметами и услугами, но не могут вести
принятый в их обществе образ жизни.

С
другой стороны, доход не является
определяющим показателем в тех странах,
где государство проводит политику,
направленную на улучшение благосостояния
бедных посредством не только денежных
субсидий и пособий, но и самых разнообразных
натуральных льгот (бесплатный проезд
в общественном транспорте, льготное
жилье, бесплатное образование и т.д.).
Акцент на качестве и условиях жизни
позволяет определить разрыв между
социальной позицией индивида (или семьи)
и его уровнем жизни.

  1. Концепция
    аккумулированной депривации.

Эта
концепция впервые предложена в 1979
норвежским социологом Е.Хансеном.
Существенный недостаток методики
концепции относительной бедности, –
это произвольность выбранных критериев.
Отсутствие какого-либо критерия может
быть не столько показателем бедности,
сколько сознательным выбором индивида
(например, для вегетарианца отсутствие
мяса в рационе не является следствием
невозможности его приобрести).

  1. Концепция
    бедности как самооценки.

Все
описанные подходы основаны на том, что
исследователь выбирает критерии
бедности, в то время как изучаемые люди
являются пассивным объектом. В последние
десятилетия все чаще используется метод
определения бедности по самооценке
респондентов – считают ли они себя
бедными или нет. Такой подход имеет
преимущество в том, что позволяет лучше
оценивать бедность как социальную
проблему, требующую принятия специальных
мер. Однако его недостаток – субъективность
данных из-за того, что многие респонденты
могут постыдиться признать себя бедными.

Уровень
бедности, измеренный по критериям каждой
из этих концепций, будет заметно
различаться. Например, уровень бедности,
рассчитанный на основе концепции
аккумулированной бедности, будет ниже,
чем полученный на основе концепции
относительной депривации, но оба они
дадут более высокий процент бедности,
чем в случае с измерением прожиточного
минимума.

В мировой науке и практике
выделяются три основных подхода к
определению бедности: абсолютная
бедность (бедные по доходам и расходам),
относительная бедность (лишения,
депривации) и субъективная бедность
(на основе самооценки опрашиваемых
лиц).

Абсолютная бедность
рассчитывается на основании сравнения
душевых доходов и прожиточного минимума
(при абсолютной концепции) или душевых
доходов и относительной линии бедности
(40-60% от медианы или средней доходного
распределения населения).

Относительная бедность
определяется через потребительские
характеристики семьи (домохозяйства)
и понимается как необеспеченность
данной семьи предметами длительного
пользования, потребительскими товарами
и услугами, рассматриваемыми как
сложившиеся в обществе стандарты
потребления. Отклонения от сложившегося
в обществе уровня потребления обозначаются
понятием лишения, депривации. Бедность
семьи понимается как высокая степень
концентрации различных лишений.

Субъективная бедность
определяется на основе собственных
оценок населением своего материального
положения, возможностей сводить концы
с концами, платить за жилье, лекарства,
образование и т.п. [5, — с. 123]

В международных
исследованиях, проводимых ООН, применяется
комбинированная методика исследования
бедности, основанная на
сочетании всех трех концепций бедности:
абсолютной, относительной и субъективной.
Статус бедных получают семьи, одновременно
соответствующие трем подходам. Это
семьи, имеющие доходы (расходы) ниже
прожиточного минимума, испытывающие
лишения в сфере потребления и ощущающие
себя бедными.

Во всех странах, проводящих
политику снижения бедности, применяются
единые принципы установления прожиточного
минимума, определенные конвенцией МОТ
№ 117 (ст.5, часть 2) и Конвенцией МОТ № 82
(ст.9, часть 2): “При установлении
прожиточного минимума принимаются во
внимание такие основные потребности
семей трудящихся как продукты питания,
их калорийность, жилище, одежда,
медицинское обслуживание и образование”

Состав потребительской
корзины различных государств, применяющих
этот метод измерения бедности, варьирует
в зависимости от уровня экономического
развития страны и представлений общества
о стандартах качества и уровня жизни.

Официальный подход к
определению бедности в
Российской Федерации
базируется на концепции абсолютной
бедности: к бедным относятся
домохозяйства и одиноко проживающие
граждане с доходами ниже стоимости
прожиточного минимума.

Согласно статье 1
Федерального закона “О прожиточном
минимуме в Российской Федерации” (от
24 октября 1997г., № 134-ФЗ) потребительская
корзина – это минимальный
набор (в натуральном выражении) продуктов
питания, непродовольственных товаров
и услуг, необходимых для сохранения
здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности, а прожиточный
минимум– это
стоимостная оценка потребительской
корзины, а также обязательные сборы и
платежи.

Прожиточный минимум в
Российской Федерации устанавливается
законодательно (статья 2 рассматриваемого
Федерального закона) для следующих
целей:

  • оценки уровня жизни населения
    Российской Федерации при разработке
    и реализации социальной политики и
    федеральных социальных программ;

  • обоснования устанавливаемых
    на федеральном уровне минимального
    размера оплаты труда и минимального
    размера пенсии по старости, а также
    определения размеров стипендий, пособий
    и других социальных выплат;

  • формирования федерального
    бюджета;

  • оценки уровня жизни соответствующего
    субъекта Российской Федерации;

  • оказания социальной помощи
    малоимущим гражданам;

  • формирования бюджетов субъектов
    Российской Федерации.

Согласно Российскому
законодательству, федеральная
потребительская корзина, федеральный
прожиточный минимум для основных
социально-демографических групп
населения (дети, трудоспособное население,
пенсионеры), а также методические
рекомендации по разработке потребительской
корзины и величины прожиточного минимума
устанавливаются Правительством
Российской Федерации.

Потребительская
корзина и прожиточный минимум в субъектах
Российской Федерации устанавливаются,
соответственно, законодательными и
исполнительными органами власти
субъектов Российской Федерации с учетом
природно-климатических условий,
национальных традиций, особенностей
местного потребления и др. Официально
установленные прожиточные минимумы
(федеральный и региональные) пересматриваются
ежеквартально.

3. Пути снижения
бедности в России

В сфере оплаты труда главным
фактором сокращения бедности должен
стать рост минимальной оплаты труда,
сокращение числа малооплачиваемых
работников.Реализация
этой задачи находится в настоящее время
в центре внимания Правительства России
и Федерального Собрания Российской
Федерации и пока не найдено приемлемого
решения.

Увеличение
величины прожиточного минимума окажет
сдерживающее влияние на динамику
численности населения
с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума.
(Приложение 4).Однако в
результате роста денежных доходов
населения, в том числе за счет монетизации
льгот, этот показатель будет иметь
тенденцию к сокращению и к 2009 году
составит 15,8 млн.

человек  (11,2% от общей
численности населения). [8,
— С. 43].
Одновременно должна
быть решена задача легализации заработков
и сокращения масштабов “серой” и
“теневой” экономики, скрытой оплаты
труда в сфере здравоохранения и
образования и ее легализация. Снижению
налоговой нагрузки на высокодоходные
слои населения способствует и крайне
низкая – по сравнению с большинством
развитых стран – ставка налога на доходы
физических лиц по дивидендам (9%).

Все
это приводит к тому, что российская
система налогообложения доходов
физических лиц не только не ориентирована
на снижение дифференциации располагаемых
доходов по сравнению с номинальными,
но и приводит, вероятно, к прямо
противоположному результату, увеличивая
уровень дифференциации доходов и
бедности населения.

Еще одно направление
содействия сокращению бедности – это
увеличение занятости населения.Эта задача может решаться
за счет создания более дешевых рабочих
мест в малом бизнесе и трудоемких
отраслях легкой и пищевой промышленности,
ориентированных на внутренний рынок и
массового потребителя. Необходимо
совершенствование кредитования
отечественного производителя,
совершенствование системы пособий по
безработице, развитие общественных
работ, создание временных рабочих мест
для безработных и др. меры.

Необходимо постепенно
отказаться от категориального метода
социальной защиты населения, пересмотреть
и сократить число льготников, ориентируясь
на первоочередную поддержку самого
бедного населения, не имеющего
объективной возможности получения
трудовых доходов. Следует
обратить особое внимание на обеспечение
доступа бедного населения к минимально
необходимым образовательным и медицинским
услугам.

2.1 Причины
бедности в России.

Безусловно, бедность — неоднозначное
явление, и помимо ее оценки важно
представление о причинах, ее вызывающих.

Бедность является результатом
нескольких факторов:

  1. Демографический — возраст,
    состав и размер семьи, пол — неполные
    семьи, семьи с высокой нагрузкой
    иждивенцев, молодежь и старшее поколение
    со слабыми позициями на рынке труда

  2. Экономический — безработица,
    общий уровень производства и
    производительность, структура рынка
    труда, неравенство трудоспособного
    населения на рынке труда, уровень
    доходов и потребления.

  3. социальный — инвалидность,
    старость, маргинализация, детская
    безнадзорность

  4. политический — разрыв сложившихся
    межрегиональных связей, военные
    конфликты, вынужденная миграция

Есть
два подхода к объяснению причин
возникновения и воспроизводства бедности
как социального явления.

  1. Культурные
    объяснения.

Одно из ключевых понятий в рамках
этого подхода – культура бедности.
Сторонники этого подхода доказывают,
что для среды бедняков характерна особая
культура, в основе которой лежат смирение,
неумение строить свое будущее и фатализм.
В процессе первичной социализации эти
ценности передаются от одного поколения
к другому, приводя к «наследованию»
бедности.

Другое культурологическое
объяснение бедности использует понятие
культуры зависимости. Если в теориях
культуры бедности сами бедняки
рассматриваются в качестве источника
своих бед, то в концепциях культуры
зависимости таким источником выступает
государство с его программами социального
обеспечения.

Приверженцы культурного объяснения
феномена бедности выступают за развитие
в людях таких качеств как упорство,
бережливость и честолюбие. По их мнению,
один из вариантов решения проблемы
бедности – ликвидация государственной
помощи либо ее существенное видоизменение
(например, переход от безвозмездных
пособий к таким пособиям, которые человек
должен был бы отработать на общественных
работах).

  1. Структурные
    объяснения.

Теории этого направления связывают
наличие бедности со структурными
особенностями общества, основанными
на социальной стратификации, экономическом
неравенстве и т.д.

Сторонники концепции бедности
как результата особой ситуации утверждают,
что в жизни людей и общества в целом
случаются периоды, когда вероятность
возникновения бедности очень высока.
Например, это происходит, когда в обществе
наблюдается общий спад экономики. Причем
отдельные индивиды не несут ответственности
за возникновение такой ситуации.

В рамках другой концепции бедность
рассматривается как последствие развития
международной экономики и изменений в
структуре мирового рынка рабочей силы.
Международные корпорации ищут страны
и регионы с дешевой рабочей силой, это
приводит к тому, что в стремлении привлечь
эти инвестиции многие страны искусственно
сдерживают рост заработной платы, что
приводит к общему обнищанию населения.

Независимо от того, каковы
первичные причины бедности, раз возникнув,
она начинает самовоспроизводиться. Чем
больший процент населения страны
находится за чертой или около черты
бедности, тем больше у этой страны шансов
попасть в «порочный круг нищеты». Ведь
если значительная часть населения
бедная, она не может приобретать товары,
в результате не хватает не хватает
производственных инвестиций, что ведет
к невозможности развивать экономику и
повышать заработную плату трудящихся.
При этом стране, в которой значительная
часть населения живет в бедности, труднее
вырваться из нищеты.

Если можно говорить об искоренении
абсолютной бедности в ряде развитых
стран, то относительная бедность будет
постоянной проблемой любой страны в
обозримом будущем.

ПОСЛЕДСТВИЯ
БЕДНОСТИ

Одна группа ученых рассматривала
бедность как фактор борьбы за существование,
который подстегивает развитие общества
и отдельно взятых индивидов. Это
направление получило название
социал-дарвинистского, в современном
мире данная позиция защищается либералами.
Другая группа ученых видит в бедности
социальное зло и призывают к его
устранению посредством более уравнительного
распределения всех благ между людьми.
Этот подход называют социал-уравнительным
(или эгалитаристским), его придерживаются
сторонники социалистической идеологии.

Все признают, что бедность имеет
много негативных последствий.

Бедность является фактором
социальной напряженности. Борясь с
несправедливым, по их мнению, распределением
доходов, бедные склонны к совершению
преступлений и к насильственным методам
политической борьбы. История показывает,
что во время революций и иных политических
потрясений именно бедные были «горючим»
материалом социальных переворотов и
стремились «грабить награбленное».

Даже если бедные не совершают
актов насилия в отношении других людей,
общество в котором они живут, все равно
несет потери. Бедный человек не может
полноценно участвовать в жизни общества,
его творческий потенциал не раскрывается
и пропадает бесплодно. Особенно трагична
«наследуемая» бедность, когда дети
бедняков при одинаковых способностях
имеют гораздо меньше шансов
самореализоваться, чем их сверстники,
родившиеся в семьях с нормальным
достатком.

Признавая, что во многих аспектах
бедность вредна для общества, либералы
в то же время подчеркивают ее положительные
последствия.

По их мнению, если бы не было
бедности, то уменьшился бы стимул людей
повышать производительность труда.
Бедность, таким образом, заставляет
людей активно участвовать в конкуренции
за жизненные блага.

Сторонники обеих позиций – и
социалисты, и либералы – сходятся в
признании преимущественно негативных
последствий абсолютной бедности, но
расходятся во мнениях по поводу
относительной бедности.

Социальная политика, направленная
на борьбу с бедностью. Существует два
противоположных подхода к проблеме
борьбы с бедностью.

Первый подход является более
распространенным и заключается в
признании необходимости обеспечения
бедных помощью и пособиями. Выдача
денежных пособий, самый простой способ
оказания помощи бедным, сам по себе не
решает проблемы. Другие способы,
практикуемые государствами разных
стран, – это программы повышения
образования или переквалификации.

Если при первом подходе к решению
проблем бедности государство исходит
из необходимости перераспределять
доходы от богатых к бедным посредством
прогрессивного налогообложения и
социальных программ, то второй подход
базируется на идее невмешательства
государства в экономику. По мнению
сторонников этой теории, поведение
государства должно стимулировать бедных
занять более активную позицию в жизни,
а не паразитировать на шее более
обеспеченных слоев населения.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ
С БЕДНОСТЬЮ

Независимо от различного
трактования этого понятия, бедность
затронула все слои населения, приняв
широчайшие масштабы в РФ.

Направления борьбы с бедностью:

  • создание условий для самообеспечения
    нормального уровня благосостояния
    всех семей с трудоспособными взрослыми
    на трудовой основе;

  • — формирование системы эффективной
    поддержки уязвимых групп населения
    (престарелые, инвалиды, семьи с высокой
    иждивенческой нагрузкой, семьи в
    экстремальных ситуациях) и гарантий
    недискриминационного доступа к
    бесплатным или дотационным ресурсам;

  • должна быть повышена роль
    профсоюзов и государства в обеспечении
    трудовых прав работников, особенно
    инвалидов, женщин и родителей с
    малолетними детьми, работников из
    неполных семей, молодежи;

  • — в сфере оплаты труда главным
    фактором сокращения бедности должен
    стать рост минимальной оплаты труда,
    сокращение числа малооплачиваемых
    работников;

  • — увеличение занятости населения;

  • следует совершенствовать систему
    адресной социальной помощи социально
    уязвимых групп населения: инвалидов,
    пенсионеров, одиноких родителей,
    беженцев и др .

Заключение

Бедность значительной части
населения на протяжении ряда лет
продолжает оставаться одной из главных
социальных угроз успешного развития
общества. Экономические реформы,
происходящие в нашей стране в течение
последних лет, серьезно изменили
социальную структуру общества. Произошло
стремительное социальное расслоение,
появились слои очень богатых и крайне
бедных граждан.

Неудовлетворение минимальных
потребностей человека (семьи) считается
бедностью. Неудовлетворение потребности
может вести либо к изменению нормальной
жизнедеятельности человека, либо к его
гибели.

В основе официально принятого
в России метода измерения бедности
лежит концепция абсолютной бедности,
когда определяются минимальные
потребности (нужды) и круг товаров и
услуг, удовлетворяющих эти потребности
(состав так называемой минимальной
потребительской корзины).

«В октябре 1997г. был принят
Федеральный Закон «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации».
Согласно этому закону была утверждена
новая концепция разработки прожиточного
минимума с использованием нормативного
метода расчета минимальной потребительской
корзины.

В нем закрепляется имеющий
исключительно важное значение принцип
взаимосвязи между размером минимальной
заработной платой (а, следовательно, и
пенсий по старости, стипендий, пособий
и других социальных выплат) и величиной
прожиточного минимума. Последняя
является той основой, исходя из которой,
устанавливается не только минимальная
заработная плата, но и все социальные
выплаты (п. 1 ст. 5).

Принятие в 1999 – 2000 гг.
на правительственном уровне ряда
нормативных актов, среди которых –
«Методика исчисления величины прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации»,
утвержденная постановлением Минтруда
России и Госкомстата России в апреле
2000г., означает практическую реализацию
Федерального закона «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации».

Особой проблемой для современной
России является стремительная феминизация
бедности, которая приводит к тому, что
в бедности живут несовершеннолетние
дети. Атмосфера жизни в бедности может
отложить отпечаток на дальнейшую жизнь
детей, способствовать дальнейшей
трансляции. Одна из новых групп риска
– семьи, в составе которых имеются
безработные.

Безработица в России –
принципиально новое явление в социальной
и экономической жизни общества, возникшее
в начале 90-х гг. и данный фактор сильно
влияет на изменение профиля бедности.
Безработица представлена различными
категориями населения. Наиболее уязвимыми
остаются молодежь, женщины, лица
пенсионного возраста, малоквалифицированные
рабочие.

Наряду с бедностью и нищетой
(иногда именуемой глубокой бедностью)
выделяют обездоленность. Обычно ими
являются дети, инвалиды, безработные,
пенсионеры, представители другой расы
или нации, а также хронически бедные.
Сегодня угроза обнищания нависла над
вполне состоятельными социально-профессиональными
слоями населения.

Социальное дно, к
которым относятся – нищие, бомжи,
беспризорные дети, уличные проститутки,
готово поглотить и уже поглощает
крестьян, низкоквалифицированных
рабочих, инженерно-технических работников,
учителей, творческую интеллигенцию,
ученых. Процесс массовой пауперизации
мало зависит от воли людей.

В обществе
действует эффективный механизм всасывания
человека на дно. Главными элементами
этого механизма являются экономические
реформы, криминальный мир и неспособное
защитить своих граждан государство.
Поэтому можно считать, что бедность –
это не только минимальный доход, но
особый образ жизни, передающиеся из
поколения в поколение нормы поведения,
стереотипы восприятия и психологии.

Сложившаяся в стране модель
бедности – это, прежде всего, результат
низкого уровня доходов от занятости и,
как следствие, через их налогообложение
– низкого уровня социальных трансфертов.
В этой связи феномен российской бедности
можно определить, прежде всего, в терминах
категорий «рыночной бедности» — бедности,
связанной с местом (экономически
активного) населения на рынке труда.

В обществе может быть ликвидирована
абсолютная бедность, но всегда сохранится
относительная. Ведь неравенство –
неизменный спутник сложных обществ.
Таким образом, относительная бедность
сохраняется даже тогда, когда жизненные
стандарты всех слоев общества повысились.

В заключение работы можно
выделить следующие аспекты, которые
обобщено, характеризовали бы основные
моменты. Хотелось бы сразу отметить,
что достигнута главная цель работы,
т.к. было охарактеризован уровень жизни
населения и представлены пути преодоления
бедности в России.

В
ходе проведения работы изучено большое
количество теоретического материала,
в том числе и дополнительного, связанного
с изучением проблемы данной курсовой
работы. В результате чего можно сделать
определенные выводы.

Анализ изменений в уровне жизни
населения России в последние годы
показал, что сохранение низкого жизненного
уровня большинства населения блокирует
ее экономическое развитие, усугубляет
ее социально-политическую нестабильность.
Социальная политика в России остается
пассивной и не адекватной сложившейся
напряженной ситуации.

Все большее число
граждан, общественно-политических сил
выступают за смену курса социально-экономических
преобразований в стране.Политика
распределения доходов населения должна
быть направлена, прежде всего, на
восстановление роли оплаты труда, как
основного источника денежных доходов
населения и важнейшего стимула трудовой
активности граждан.

В этих целях первоочередное
значение приобретает поэтапное доведение
минимальных и других фиксированных
доходов населения до величины прожиточного
минимума. Именно такой подход заложен
в Федеральном законе «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации».
Необходимо также принять экстренные
правовые, экономические и административные
меры по ликвидации имеющейся задолженности
по заработной плате, введению механизма
возмещения материального ущерба при
задержках с выплатой заработной платы.

В этой связи, целесообразно
рассмотреть вопрос о введении обязательного
страхования работодателей на случай
неспособности ими своевременно оплатить
труд наемных работников. Активная
государственная социальная политика
позволит остановить процесс обнищания
основной массы населения такой великой
державы, как Россия, и создать предпосылки
для преодоления социального кризиса в
стране.

Доходы и покупательная способность
населения имеют не только социальное
значение — как слагаемые уровня жизни,
но и как факторы, определяющие
продолжительность самой жизни. Они
весьма значимы, как элемент экономического
подъема, который определяет емкость
внутреннего рынка. Емкий внутренний
рынок, обеспеченный платежеспособным
спросом является мощнейшим стимулом
поддержки отечественного производителя.

Очевидно, что для оживления
экономики необходимо формирование
платежеспособного спроса через увеличение
части доходов населения в общей сумме
доходов общества — ВВП. В основном, для
реанимации внутреннего рынка и поддержки
отечественного производителя стратегически
важно повышать доходы наиболее бедной
и средней части населения.

Список
используемой литературы

  1. ФЗ «О государственной социальной
    помощи»

  2. ФЗ «О прожиточном минимуме в
    Российской Федерации»

  3. Осипова Г.В. Социологический
    энциклопедический словарь 1998г.

  4. . Сидорова В.А. Влияние адресной
    социальной помощи на изменение уровня,
    глубины и остроты бедности. 2004г.

  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш.,
    Стародубцева Е. Б. Современный
    экономический словарь. 5-е изд., перераб.
    и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка
    словарей «ИНФРА-М»).

  6. Социс. — 2003г.- №6 .

  7. Словарь гендерных терминов
    (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной)

  8. Боголюбов Л.Н. Введение в
    обществознание М. 2006г.

  9. Бедность: взгляд ученых на
    проблему. М., 1994

  10. Воронков В.М., Фомин Э.А.
    Типологические критерии
    бедности. – Социологический
    журнал. 1995, № 2

  11. Сычова В.С. Определение
    и измерение бедности: история вопроса.
    –Социологические исследования. 1996, №
    3

  12. Ярошенко С. Теоретические модели
    бедности. – Рубеж. 1996, № 8–9

  13. Тихонова Н.Е. Феномен городской
    бедности в современной России. М., Летний
    сад, 2003

  14. Давыдова Н.М., Седова Н.Н.
    Материально- имущественные характеристики
    и качество жизни богатых и бедных
    //Социс.-2004. — №3.

Приложение
2

Основные
типы мобильности населения

Динамика численности занятого
населения и безработицы

Показатели

отчет

2006 г.

прогноз

2005

оценка

2007

2008

2009

Занято
в экономике,

млн.
человек

67

67,2

67,1

66,9

66,5

Общая
численность безработных, млн. человек

5,6

5,5

5,4

5,3

5,0

Численность
зарегистрированных безработных, млн.
человек

1,85

1,9

1,95

2

1,9

Уровень
общей безработицы в экономически
активном населении (ЭАН), %

7,7

7,6

7,4

7,3

7,0

Уровень
зарегистрированной безработицы в
ЭАН,%

2,5

2,6

2,7

2,8

2,7

[8,
— С. 45]

Структура денежных
доходов и расходов населения %,
к итогу

2005 г.
оценка

2006 г.
оценка

Прогноз

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1. Доходы

Фонд заработной
платы

36,6

36,4

36,7

36,4

35,9

Социальные трансферты,
выплаты социального характера наемным
работникам

14,2

14,7

14,2

14,4

14,4

Доходы от собственности,
предпринимательской деятельности и
др. виды доходов

49,2

48,9

49,1

49,2

49,7

Всего денежных
доходов

100

100

100

100

100

2. Расходы и сбережения

Покупка товаров и
оплата услуг

71,9

71,4

71,4

71,3

71,4

в том числе

покупка товаров

55,0

54,5

54,1

53,9

53,9

оплата услуг

16,9

17,0

17,3

17,4

17,5

Обязательные платежи
и добровольные взносы

9,0

9,2

8,9

8,9

8,9

Прирост вкладов в
банках, приобретение недвижимости,
облигаций государственных займов,
других ценных бумаг, валюты и др.
расходы

19,1

19,4

19,7

19,8

19,7

Всего денежных
расходов и сбережений

100

100

100

100

100

Численность населения с доходами
ниже величины прожиточного минимума

2005

отчет

2006

отчет

2007

отчет

2008 прогноз

2009 прогноз

Численность населения
с доходами ниже величины прожиточного
минимума, млн. чел.

26,3

22,6

20,3

17,5

15,8

в том числе:

     пенсионеры

7,7

6,5

5,9

5,1

4,5

    бюджетники

2,8

2,4

2,1

1,8

1,6

    сельское
население

9,4

8,2

7,6

6,9

6,3

    прочие (в
том числе многодетные семьи и другие
категории граждан)    

6,5

5,4

4,7

3,8

3,3

[8,
— С. 46]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Финансовый эксперт